Студентам из каких стран изучение русского языка дается легче всего? Почему нужно быть строгим педагогом и оправдывается ли это? На эти и многие другие вопросы ответил преподаватель русского языка как иностранного Сергей Евгеньевич Трунин, кандидат филологических наук, доцент, профессор Российской Академии Естествознания, опыт преподавания русского языка у которого – почти 10 лет.
— Сергей Евгеньевич, считаете ли Вы, что русский язык – один из самых сложных в мире?
— Да, практика показывает, что русский язык среди мировых вызывает наибольшие трудности. И дело даже не в количестве падежей или спряжений – основы грамматики осваиваются за год. Дело в многочисленных исключениях, нюансах и полутонах языка, с которыми мы сталкиваемся каждый день.
— Что сложнее всего дается студентам при изучении русского языка? А что запоминается одним из первых?
— Сложнее всего даётся, безусловно, постижение падежей. А о том, что запоминается одним из первых, сказать сложно, т.к. у студентов из Европы и студентов из Китая разное восприятие русского языка. На быстрое постижение иностранного языка (в нашем случае русского) работают, конечно же, параллели с родным. Например, быстрее всех осваивают русский язык поляки, чехи и словаки. Далее – представители из Западной Европы, и, наконец, труднее всего русский дается китайцам (разница между грамматиками русского Silagra online, buy lioresal online и китайского языков – колоссальная!).
— Студентов каких стран Вам приходилось обучать языку?
— Я преподавал у людей из Китай, Индии, Непала, Ирана, Ирака, Сирии, Йемена, Иордании, Польши, Кореи, Пакистана, Швеции, Нигерии. Возможно, какие-то страны и не упомянул, столько много их было.
— Опишите русский язык 3-мя словами.
— Интересный, многоуровневый, всеобъемлющий.
— Строгий ли Вы педагог? Чем стараетесь заинтересовать учеников на занятиях?
— Да, я достаточно строг со студентами. На занятиях я стараюсь дать по максимуму и такой же максимальной отдачи жду от учеников. Такая стратегия оправдана, и человек, который действительно пришел учить язык, достаточно быстро понимает, что строгость и требовательность с моей стороны ему очень выгодна. К вопросу о заинтересованности: самое главное – дать не только азы грамматики, но показать, что язык – это живой, динамично развивающийся организм. Поэтому на занятиях я почти всегда чередую грамматические упражнения с текстами, диалогами. Часто слушаем аудиозаписи для того, чтобы студенты привыкали не только к голосу и интонации преподавателя, но и адаптировались к другим голосам и темпу речи.
— Сколько иностранных языков вы знаете? Есть ли формула успеха, которая позволит освоить новый язык как можно быстрее?
— Я знаю английский, чешский, украинский, немецкий и французский языки. Не все одинаково хорошо, но объясниться могу на каждом из них. Формула успеха очень проста – учить как можно больше и не бояться говорить на иностранном языке.
— Сергей Евгеньевич, можно ли иностранцу досконально изучить русский?
— Боюсь, что «досконально» русского языка не знают даже многие его носители, но мне встречались иностранцы, почти свободно говорящие по-русски. Всё зависит от практики и желания учиться.
— Есть ли у Вас мечта?
— Конечно, есть. Как и у любого другого человека на этой планете. Но делиться ей не буду, чтобы точно сбылась 🙂