Падежи — очень объемная тема. По падежам могут изменяться существительные, прилагательные, местоимения и числительные. Сегодня разберемся в основных правилах употребления падежей на примере существительных.
Например, в английском языке, на роль слова в предложении будут указывать местоимения. А подлежащее в большинстве случаев должно стоять на первом месте. В русском же языке гибкий порядок слов в предложении, и поэтому падежи очень важны.
Сравните: «Маша увидела Сашу» и «Сашу увидела Маша» (Masha saw Sasha) — в обоих случаях смысл одинаковый, а кто объект и субъект помогает понять падежное окончание.
Они помогают определить роль слова в предложении: выполняет ли оно действие, направлено ли на него действие, совершается ли действие с помощью него.
Всего в русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный. У каждого падежа в русском языке есть определенный набор вопросов, а у слов в каждом падеже — характерные окончания.
Вопросы: кто, что.
Используется, когда: называете предмет и человека, совершающего действие; обращаетесь к кому-либо, относите предмет или человека к группе. Слова в словарях представлены именно в именительном падеже.
Примеры:
Дети идут в школу. — Children go to school.
Маша, положи тетрадь на стол. — Masha, put the notebook on the table.
Шкаф — это мебель. — A wardrobe is a piece of furniture.
«Дети», «Маша» и «шкаф» употреблены в именительном падеже
Вопросы и вспомогательное слово: (нет) кого, чего.
Возможные предлоги: без, возле, вокруг, для, до, из, около, от, после, с, у.
Используется, когда: говорите об отсутствии чего-либо; обозначаете принадлежность, говорите о лице, у которого что-то находится; обозначаете дату или событие; говорите о перемещении, обозначая начальный пункт движения (откуда = из чего, с чего).
Примеры:
У меня нет желания идти туда. — I have no desire to go there.
Моя книга у мамы. — My mom’s got my book.
Моя сестра родилась первого мая. — My sister was born on May 1st.
Папа пришел с работы. — Dad came home from work.
«Желания», «мамы», «мая» и «работы» употреблены в родительном падеже.
Вопросы и вспомогательное слово: (дать) кому, чему.
Возможные предлоги: к, по.
Используется, когда: вы что-то даете другому лицу; идете, приближаетесь к кому-то или чему-то; описываете лицо и предмет в каком-либо состоянии; предлог «по» + поверхность или средства коммуникации / СМИ.
Примеры:
Я вернул книгу другу. — I returned the book to my friend.
Мы подошли к кафе. — We went to the cafe.
Мне сегодня очень весело. — I’m enjoying myself.
Я шел по пляжу и разговаривал по телефону. — I walked along the beach and talked on the phone.
«Другу», «кафе», «мне», «пляжу» и «телефону» употреблены в дательном падеже.
Вопросы и вспомогательное слово: (видеть) кого, что.
Возможные предлоги: в/во, на, за, через, про.
Используется, когда: называете направление движения (куда = во что, на что); называете объект, на который направлено действие.
Примеры:
Я вчера купила новое платье. — I bought a new dress yesterday.
Завтра я пойду на работу пораньше. — I’ll go to work early tomorrow.
«Платье» и «работу» употреблены в винительном падеже.
Вопросы и вспомогательное слово: (творить) кем, чем.
Возможные предлоги: над, под, за, с, перед.
Используется, когда: называете инструмент или лицо, с помощью которого выполняется действие; говорите о чем-то, в чем заинтересован объект.
Примеры:
Я предпочитаю рисовать карандашами. — I prefer drawing with pencils.
Я хочу пойти гулять сегодня с тобой. — I want to go for a walk with you today.
Мой брат интересуется античной архитектурой. — My brother is interested in ancient architecture.
«Карандашами», «тобой» и «архитектурой» употреблены в дательном падеже.
Вопросы и вспомогательное слово: (думать) о ком, о чём.
Возможные предлоги: об/обо, о, в, на, при.
Используется, когда: обозначаете место нахождения или транспорт, на котором передвигаетесь (где = в чём, на чём); говорите о предмете или лице мыслей или речи.
Примеры:
В этом году мы поедем в отпуск на поезде. — This year we will go on holiday by train.
Дети бегают во дворе. — Children are running in the yard.
Я часто думаю о прошлом лете. — I often think about the past summer.
«Поезде», «дворе» и «лете» употреблены в предложном падеже.
Помимо прочего, в русском языке есть слова, которые остаются неизменными в любом падеже, т. е. они не склоняются по падежам, а также не изменяются по числам. Поэтому знание окончаний не всегда поможет, нужно задавать падежный вопрос.
Чаще всего это слова, заимствованные из других языков:
Кофе обладает ярким ароматом (именительный падеж). — Coffee has a bright aroma.
Я люблю крепкий кофе (винительный падеж). — I like strong coffee.
С утра мне не хватает кофе (родительный падеж). — I miss coffee in the morning.
Теперь тема падежей стала вам немного ближе. Но нюансов и сложных моментов в ней еще немало. Следите за статьями на нашем сайте, а еще лучше — записывайтесь в школу русского как иностранного «Лидер» и постигайте все тонкости языка под руководством опытных педагогов.
Надеемся, что данная статья была для Вас полезной и в дальнейшем не возникнет никаких проблем особенно, если вы изучаете русский язык для иностранцев в Минске. Курсы проходят онлайн и офлайн. Если вы еще не в числе наших учеников, то записывайтесь на бесплатный пробный урок через контактную форму и пройдите бесплатный онлайн-тест.
.