Часто вы можете услышать оценочное мнение, что кто-то хорошо или плохо говорит на иностранном языке. Что это значит и какой смысл вкладывается в эти слова? Можно ли систематизировать подходы к речевой деятельности? Более 40 лет назад специалисты из стран Европы начали работу по созданию стандартизированного подхода к изучению любого иностранного языка и сертификации навыков, выработанных студентом.
Главной задачей в таком случае является оценка навыков, выработанных студентом, а не программ и методик обучения иностранному языку. Для оценки языковых знаний был предложен простой подход — разделение учащихся на три группы в зависимости от уровня владения языком: начальный (А), средний (В), продвинутый (С). Каждая группа в свою очередь делится на две подгруппы (1 и 2), и таким образом уровень владения языком изменяется от А1 до С2.
Чтобы дифференцировать уровень владения языковыми навыками, разработали описательную шкалу умений для каждого уровня. Соответствующий документ, в котором изложен описанный выше подход, получил аббревиатуру CEFR, а разработавшая его организация называется ALTE.
Начиная с 2001 года Совет ЕС рекомендовал использовать CEFR для создания национальных систем оценки языковой компетенции. Тест-системы многих стран, действовавшие ранее и разрабатываемые в настоящее время, относятся к шкале А1-С2 CEFR как к вспомогательной.
В 2014 году приказом Министерства образования и науки Российской Федерации были установлены уровни владения русским языком как иностранным и требования к ним, согласованные с CEFR.
Уровень владения русским языком | Европейская система (CEFR) | Объем активного словарного запаса | Объем пассивного словарного запаса |
Элементарный | A1 | 780 | – |
Базовый | A2 | 1 300 | – |
Первый | B1 | 2 300 | – |
Второй | B2 | 6 000 | 10 000 |
Третий | C1 | 7 000 | 12 000 |
Четвертый | C2 | 8 000 | 20 000 |
Экзамены длятся от трех до пяти часов, это зависит от того, на какой уровень вы проходите тест. Для получения уровней А1–В2 вам необходимо заполнить пять частей теста: письмо, чтение, аудирование, лексика и грамматика, говорение. Тест для подтверждения владения уровнем С1 состоит из четырех частей: аудирование и письмо, чтение и письмо, говорение, лексика и грамматика. Уровень С2 включает всего три части: аудирование и письмо, чтение и письмо, говорение.